Авиационные щелочные аккумуляторы
В настоящее время в гражданской авиации находят применение щелочные аккумуляторы: серебряно-цинковые, кадмиево-никелевые, железо-никелевые и др.
У серебряно-цинковых аккумуляторов активным веществом для положительных пластин является перекись серебра, а для отрицательных пластин — металлический цинк. Электролитом служит раствор едкого калия в дистиллированной воде плотностью 1,4 г/см3.
При разряде аккумулятора происходит восстановление перекиси серебра до металлического серебра и окисление цинка до окиси или гидроокиси цинка. Восстановление перекиси серебра идет в две ступени:
на первой ступени перекись серебра восстанавливается до окиси серебра:
Ag20, + Zn + Н,0 + КОН — Ag.,0 + Zn(OH), + КОН;
на второй ступени окись серебра восстанавливается до металлического серебра:
Ag20 -I — Zn + Н,0 + КОН — Ag + Zn (ОН), + КОН.
При заряде процессы идут в обратных направлениях.
Из реакций следует, что плотность электролита при работе серебряно-цинкового аккумулятора остается почти постоянной. Однако исследования показали, что при разряде большими токами плотность электролита несколько повышается, а при длительных режимах разряда — уменьшается. Уровень электролита в элементе также может уменьшаться по мере разряда аккумулятора.
О степени разряженности серебряно-цинкового аккумулятора нельзя судить по плотности электролита, так как между ними определенной связи нет. Э. д. с. и напряжение серебряно-цинкового аккумулятора изменяются в процессе заряда-разряда в соответствии с двухступенчатым протеканием реакции.
Например, э. д. с. нормально заряженного аккумулятора равна 1,82—1,88 в, а на второй ступени разряда снижается до 1,58—1,60 в. Это объясняется переходом перекиси серебра Ag202 в окись серебра Ag20, обладающую более низким потенциалом.
На рис. 8 даны зависимости напряжения серебряно-цинкового аккумулятора от емкости, а на рис. 9 его внешняя характеристика.
На рис. 8 прямая 2 характеризует разряд полностью заряженного серебряно-цинкового аккумулятора. В момент образования слоя Ag20 на поверхности пластин разряд аккумулятора определяется линией 3.
Основная часть емкости аккумулятора отдается при напряжении второй ступени, и поэтому номинальной величиной э. д. с. элемента считается величина 1,56 в.
Емкость серебряно-цинкового аккумулятора практически не зависит от величин разрядных токов. Только при токах разряда, в десятки раз больших номинального, емкость аккумулятора заметно уменьшается.
На рис. 10 кривая 1 характеризует разрядные емкости аккумулятора при токах 0—40 а, а кривая 2 — при токах 20—200 а.
Авиационная серебряно-цинковая аккумуляторная батарея состоит из 15
|
последовательно соединенных Рис. И. Устройство акку-
аккумуляторов, размещенных мулятора СЦС-45:
в общем контейнере. Каждый 1~ ~
r г бумага; 3 — отрицательная пласти-
аккумулятор СЦС-45 имеет 17 на; 4 — капроновый мешочек,
положительных И 18 отрнца — 5 — положительная пластина
тельных пластин, опущенных в прозрачный пластмассовый сосуд с электролитом (рис. 11). Пластина электролита состоит из тонкого слоя активной массы, в которую запрессованы остов и токо- отвод, изготовленные из тонких серебряных проволочек. Каждая отрицательная пластина 3 обертывается сначала тонкой фильтрованной бумагой 2, а затем тремя-четырьмя слоями целлофана 1. Положительная пластина 5 обертывается фильтрованной бумагой, помещается в капроновый мешочек и располагается между отрицательными пластинами. Целлофан и капрон выполняют здесь роль сепараторов.
Токоотводы одноименных пластин припаиваются к двум полым болтам-борнам, расположенным на крышке аккумулятора. В центре крышки имеется отверстие для заливки электролита и выхода газов, в которое ввертывается вентильная пробка.
Контейнер изготовлен из листовой нержавеющей стали с откидывающейся на петлях крышкой. На внутренней стороне крышки закреплена изоляционная панель с контактными пружинами, ко — 20
торые обеспечивают хороший контакт с соответствующими борцами. На крышке расположен контрольный разъем. Провода к нему подпаиваются от каждого пружинного контакта. С помощью специального пульта, подсоединенного к разъему, проверяется э. д. с. и напряжение каждого аккумулятора и всей батареи.
На контейнере имеется специальный штепсельный разъем для подключения батареи к сети.
Э. д. с. полностью заряженной батареи 15-СЦС-45 равна 27,3—28,2 в, а номинальное напряжение (на второй ступени разряда) 22,5 в. Внутреннее сопротивление данной батареи равно’ 0,02—0,04 ом.
Серебряно-цинковые аккумуляторы батареи обладают высокой удельной энергией (до 112 вт-ч/кг, у 12-САМ-28 она равна 12 вт-ч/кг), высоким коэффициентом использования активных масс. Серебряно-цинковый аккумулятор в 3 раза легче свинцового аккумулятора и отдает в 3 раза больше энергии, чем свинцовый аккумулятор того же веса.